hel_sim (hel_sim) wrote,
hel_sim
hel_sim

взаимовлияние культур-мультур

Хотела написать о том, как дружба кота и Собаки постепенно меняет их поведение. Кот становится немного собакой, а Собака - чуть-чуть кисой. И тут из глубин памяти всплыла фраза "взаимовлияние культур". Ого! Как вбито оказалось, я уже и не вспоминала сто лет об этой поездке, а вот фраза застряла навсегда. Придется рассказать об этом взаимовлиянии, чтоб его.... Мне было лет двадцать или двадцать один, когда институтское начальство решило, что я подходящая кандидатура для представительства нашего славного ВУЗа на всесоюзной конференции студенческих научных обществ музыкальных ВУЗов в Казани. Тема:  "Взаимовлияние и обогащение культур" и прочее бла-бла. Мой научный руководитель, страстный исследователь и почитатель супер-современной классической музыки,  подсунул мне ксерокс с абсолютно новым хоровым концертом татарского композитора (фамилию забыла, о чём не жалею),  Назывался концерт "Мунажаты" ( мольбы, обращения к Аллаху), но были там тексты и из корана.  (СпрОсите, как это - советская власть, эпоха Брежнева, какие мунажаты?  Не знаю, но видела своими глазами клавир. Думаю, что к национальным особенностям  советская власть относилась значительно мягче и осторожнее, нежели к русскому Православию.  И чем дальше от Москвы, тем...)  Итак:   посидела я библиотеках, изучая татарские народные лады и т.п. и написала работу практически самостоятельно, Если совсем-совсем кратко, то так:  жанр концерта, зародившийся в Италии - европейская культура,  на русской почве появляется уникальная его разновидность - хоровой многоголосый концерт без сопровождения, ну и современный татарский композитор добавил национальные черты в мелодии  и взял текст, основанный на татарском религиозном фольклоре.  Руководитель одобрил мой опус и сказал : "Твою работу сразу заметят. Вместо обычной трескотни - вполне реальный пример, очень современный, необычный. Анализ ты выполнила профессионально - не придраться. Хозяевам конференции  будет приятно, что ты обратилась к татарской музыке. Это будет настоящая бомба посреди унылой пустыни остальных работ."  Про бомбу он сказал провидчески, будто в хрустальный шар посмотрел.
Началась конференция (в  красивом здании казанской консерватории): куча слов о дружбе народов и интернационализме, обогащении культур, роли советской власти, расцвете искусств  и прочая мура. Наконец объявили  меня.   Я говорила  в основном не по бумажке - писала ведь  сама - зал притих, а комиссия не просто замерла, а как-то даже заморозилась, только сверлила меня взглядами. Подошло время для вопросов, которых предыдущим выступающим и не задавали вовсе, и началось! Уважаемые члены комиссии разом растеряли свою почтенность и,  перебивая друг друга, начали на меня почти что орать: как я посмела говорить о такой мировой величине, как татарская музыка!  Как смела рассуждать о ладах их народной музыки, не имея ни корней , ни образования в их консерватории!  Как я могла заявлять о влиянии русской музыки на такую самобытную вещь, как это произведение и т.п. Они не знали с кем имеют дело.  Обычно я была студенткой не конфликтной, не склонной к протестам и демаршам, но заслуга в этом, в первую очередь,  тех преподавателей, что меня учили. В подавляющем большинстве это были блестящие профессионалы, преданно любящие и прекрасно знающие свой предмет, широко и глубоко образованные, интеллигентные люди, не отвергающие с налёта чужое мнение. Тут же я увидела националистически настроенную консерваторскую шоблу, и решила не уступать. Мой научный руководитель, известный музыковед и отличный специалист,  работу одобрил, так что стыдится мне было нечего. "Так вот почему мировая музыка не использует пентатонические лады татарской музыки, а основана на греческих ладах" - ехидно сказала я: "Они же такие сложные, сил нет.  А вообще то,  на вашем месте. я бы порадовалась, что хоть несколько человек в Ленинграде обратили внимание на этот хоровой концерт. Хотя я думаю, что большей аудитории он не соберёт".  И под гробовое молчание оскорбленной комиссии и  радостные аплодисменты  студенческой части аудитории, я гордо спустилась в зал, даже не отдав в комиссию свой доклад, объяснив  это тем, что в положении о конференции не было пункта о втором экземпляре работы,  а этот экземпляр принадлежит мне по авторскому праву. Надо ли говорить, что среди студентов из разных городов я стала героем дня и борцом против национализма? Поселили нас, кстати,  в общежитии при казанском цирке ( с тех пор я ещё более сочувствую нелёгкой профессии цирковых), Жить там было почти невозможно, поэтому всю ночь мы проговорили, обсуждая и конференцию и студенческую жизнь. Группа из Москвы звала меня поехать в Питер через Москву поездом, я даже смогла бы повидаться с будущим своим мужем, но потеряла бы день. И как дисциплинированная студентка, которую отпустили на три дня,  от заманчивого предложения  отказалась. мВот в чём-то я ,тогдашняя,  была намного сообразительней и умней меня же нынешней, но в чём-то - полная дура! Зря я отказалась. Небеса рассудили так же и устроили мне и другим несчастным  пассажирам "вторую часть марлизонского балета".  Уже по дороге в аэропорт началась метель.  И ровно троё суток, в недостроенном аэропорту, не снимая пальто и шапок,  питаясь какими-то остатками,  мы, с ещё одной студенткой из питерской консерватории, провели на жёсткой скамье, карауля друг другу место, потому что таких бедолаг  было много - никто не знал, когда начнут  объявлять  рейсы. На наше счастье, к нам прибился ещё один застрявший командировачный, молодой парень - криминалист из следственного управления Ленинграда, который вёз из Казани бочку с раствором для снятия следов от протекторов машин. Он то и протолкнул нас на первый объявленный рейс до Питера, а то запрсто  могли  бы застрять ещё на сутки.
И последним штрихом к безумной поездке была сценка: я вручаю в Питере, в метро "Политехнический институт",  знакомому отца подарок от его родственников - киевский торт, сделанный в Казани, проведший со мной трое суток в аэропорту, так и не съеденный в голодуху из чувства долга и,возможно, уже несъедобный. Ха-ха...
Примечания: О "взаимовлиянии культур" Кота и Собаки я всё же как-нибудь напишу, забавно очень наблюдать.
Вовсе  я не обвиняю всех татар в национализме, напротив среди моих знакомых  были и татары, и мы очень  дружили. Просто в каждой  нации есть нормальные люди и есть  ярые националисты ( или скрытые, что чаще бывает) - это неизбежно.
Выбрала картину напрямую не подходящую, казалось бы, к теме моих сегодняшних занудных воспоминаний, но вот ао сути. мне кажется, очень подходящую:
Шеин Владимир Джокер.


Subscribe

  • Не верю! Но факт.

    Приехали на дачу. Смотрю: Баже! Дверь в крытую веранду нараспашку, и видно, что дверь уже в сам дом тоже открыта. - Кажется, нас обокрали, -…

  • Воспоминания

    Были у мамочки на кладбище, пропели "Христос воскресе!" Сколько же новых могил, целый большой сектор. Кронштадт же небольшой город, откуда...…

  • Разные ходы

    Впервые была подряд на ночной службе пасхальной с крестным ходом, а потом на утренней службе, опять же с крестным ходом. Удивилась несказанно!…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Не верю! Но факт.

    Приехали на дачу. Смотрю: Баже! Дверь в крытую веранду нараспашку, и видно, что дверь уже в сам дом тоже открыта. - Кажется, нас обокрали, -…

  • Воспоминания

    Были у мамочки на кладбище, пропели "Христос воскресе!" Сколько же новых могил, целый большой сектор. Кронштадт же небольшой город, откуда...…

  • Разные ходы

    Впервые была подряд на ночной службе пасхальной с крестным ходом, а потом на утренней службе, опять же с крестным ходом. Удивилась несказанно!…